Противодействие коррупции
8 (3952) 33-64-79, 33-64-37
Регистрация
|
Противодействие коррупции

    ПАМЯТКА "Противодействие коррупции в спорте"

     Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.

Понятие коррупции определено Федеральным законом 
от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению 
и последующему устранению причин коррупции;
· по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию 
и расследованию коррупционных правонарушений;

· по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (http://state.kremlin.ru/council/12/news).

Основными нормативными правовыми актами в сфере противодействии коррупции являются:

· Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ 
«О противодействии коррупции»

· Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

· Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле 
за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

· Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

· Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 
«Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе 
и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) 
и несовершеннолетних детей»
· Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 
«О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
· Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

· Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

· Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

· Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 
«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
· Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 
«О Национальной стратегии противодействия коррупции 
и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»

· Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»

· Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 
«О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона 
«О противодействии коррупции»
· Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 878 
«Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
· Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы»
· Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 
«Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе 
и обязательствах имущественного характера и внесении изменений 
в некоторые акты Президента Российской Федерации»
· Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 
«О некоторых вопросах противодействия коррупции»

Меры по профилактике коррупции

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

· формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

· антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

· рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

· предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

· установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

· внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, 
в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
· развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации 
о противодействии коррупции.

Деятельность государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1. проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2. создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3. принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4. совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5. введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6. унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;

7. обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8. обеспечение независимости средств массовой информации;

9. неукоснительное соблюдение принципов независимости судей 
и невмешательства в судебную деятельность;
10. совершенствование организации деятельности правоохранительных 
и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11. совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12. обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

13. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно 
в области экономической деятельности;
14. совершенствование порядка использования государственного 
и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной 
и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав 
на использование такого имущества и его отчуждения;

15. повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16. укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17. усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18. передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19. сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20. повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21. оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов 
и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

 

Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

 

С методическими материалами по противодействию коррупции, обзорами, разъяснениями и иными документами можно ознакомиться на сайте Минтруда России 

 

Памятка. Противодействие коррупции в спорте

Решаем вместе
Есть вопрос?
г. Иркутск, ул. Поленова, д. 18
8 (3952) 33-64-79, 33-64-37

 

 

логотип иркутской области